Уникально!
10 сложных вопросов священнику
Молодой настоятель церкви села Обуховка Белгородской области и активный инстаграм-блогер Николай Бабкин отвечает на кавезные вопросы искусствоведа Анастасии Коноваловой
Бабкин Николай
Настоятель в храме села Обуховка Белгородской области, магистр богословия, инста-миссионер @nickolay_babkin, гость канала "Спас ТВ", молодой священник, развенчивающий мифы о церкви.
Искусствовед Анастасия Коновалова: "Свежий взгляд на веру и Церковь, чувство радости и света, разрушение суеверий и блогерство ради Бога и нас - этим меня привлек батюшка из маленького села. Я собрала самые волнующие вопросы, добавила свои каверзные, и получила многозначительные ответы. Каким получилось это неординарное интервью - судить вам".
1
"Церковь – это не здание, а люди"
Анастасия Коновалова (далее - А.К.). Сейчас появляется много вопросов и тенденций, связанных с верой и Церковью. Более того – эти понятия я лично склонна разграничивать по личным причинам. Можно ли быть добрым христианином, молиться и ходить в церковь, но не принимать участия в церковных службах и правилах? Где грань между верой и прямым общением с Богом, которое нам доступно всегда и везде, и огромным количеством обязательств для православного прихожанина?
Николай Бабкин (далее - Н.Б.) «Любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12:33). Да, обряды сами о себе, без любви и единства христиан, не принесут много пользы.

Но я перефразирую ваш вопрос: можно ли любить свою семью, не встречаясь с ней, на расстоянии? Наверное, замечали, что в храме все зовут друг друга «братья» и «сёстры». Это не просто пустые слова, а Божье повеление быть одной семьёй, а не дальними родственниками, которые почти не видят друг друга. Христиан объединяет Святой Дух, Благодать, получаемая в главном Таинстве – Святом Причащении. Помните, на известной картине Леонардо ученики окружают Спасителя за столом? Это и есть Трапеза Божественной Любви. «Потому узнают все, что вы Мои ученики, - говорит Иисус, - если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35).

Любовь – основа духовной жизни, а правила и обряды стоят на страже дисциплины. Ведь и в семье родители устанавливают правила поведения. Иначе их любовь превратится во вседозволенностью. К сожалению, человек, живущий без Любви, видит в Церкви только правила и ограничения. Но Церковь – это не здание, а люди.
«Помните, на известной картине Леонардо ученики окружают Спасителя за столом? Это и есть Трапеза Божественной Любви»
Николай Бабкин
Леонардо да Винчи "Тайная вечеря", ок. 1495-98 гг. Церковь Санта-Мария делла Грацие, Милан, Италия
2
"Жизнь всегда угодна Богу"
А.К.: Если священник какой-то церкви откровенно поступает плохо, по моему мнению, как в этом случае реагировать? Если, например, не пускает в храм из-за частного заказа на освещение мерседеса. Или осуждает за невенчанный (но зарегистрированный в ЗАГС) брак, пугает, что ребенок не угоден из-за этого Богу. Или отчитывает за «прогулы» служб. Как к этому относиться?
Н.Б.: Священник – это пастырь или помощник в духовной жизни. Конечно, батюшка неидеален и бывает порой излишне строгим, но он руководствуется не своим мнением, а церковным. Это плохо, если пастырь не разделяет своё личное мнение и церковное. Если вы столкнулись с такой проблемой, сообщите об инциденте благочинному (старшему священнику) или настоятелю этого храма.

С древности в Церкви всё решает не батюшка, а христианские соборы – собрания верующих для решения спорных вопросов. В Символе Веры 4 века мы читаем «Верую во Единую, Святую, СОБОРНУЮ Церковь…». Древние отцы всегда были осторожны в высказываниях и не рубили с плеча правду матку, особенно в вопросах веры.

Например, насчёт признания брака в ЗАГСе или по вопросам биоэтики есть соборный документ «Основы социальной концепции РПЦ». Церковь признаёт брак в ЗАГСе законнным, даже не венчанный. А насчёт деток всё предельно и ясно- жизнь даёт Бог, жизнь всегда угодна Богу, даже если папа и мама не ходят в храм.
Николай Бабкин во время службы
3
"Платок и длина юбки не влияют на спасение души"
А.К.: Почему женщине не позволено явиться в храм без соответствующей амуниции? Если по дороге мне очень захотелось зайти в церковь и помолиться, или даже просто зайти, – должна ли я этого избегать, если не имею платка или юбки? То же самое касается извечного женского вопроса «телесной чистоты». Где грань между верой и формальностью?
Н.Б.: Вы имеете право войти и помолиться даже без платка. Об этом не раз говорил покойный патриарх Алексий II и нынешний патриарх Кирилл. Платок и длина юбки не влияют на спасение души, а являются благочестивой традицией.

У нас на Руси незамужние девушки не носили платки. И вообще, современная форма завязывания платка пришла из крестьянской среды. Я был в Греции, и там женщины не носят платки в храм, чтобы не быть похожими на мусульманок. Это их культурная традиция после освободительной войны с Османской империей.

Этот вопрос поднимался при жизни апостола Павла, когда в Церкви было много христианок из язычников. Они не носили платки, и враги Церкви стали распускать гнусные сплетни про разврат в христианских общинах и даже детские жертвоприношения. Поэтому апостол Павел советует христианкам покрывать голову во время молитвы как символ послушания Богу и своему супругу. В те времена покрытая голова означала, что женщина замужем. Апостол советует покрывать голову, чтобы женщину не приняли за незамужнюю. Со временем это стало благочестивой традицией. Так что, носить платок каждый день или нет – право выбора каждой.

Посещать храм в критические дни можно, но по канонам Церкви нельзя причащаться, потому что храм - место принесения Бескровной Жертвы - Таинства Причащения. Это дисциплинарный запрет ради почтения к святыне. К слову, если мужчина порежет, например, палец, он тоже должен выйти из храма.


«Если мужчина порежет, например, палец, он тоже должен выйти из храма»
Николай Бабкин
4
"Нет запрета сидеть во время богослужения"
А.К.: Почему в церквях не приветствуется сидеть? Почему православная вера такая мученическая в плане постов, долгих служб, обязательств?
Н.Б.: В мире 15 Поместных Православных Церквей. В большинстве из них сидят во время богослужения и встают в самые важные моменты для молитвы. Но у нас на Руси сложилась традиция стоять перед Богом во время молитвы ещё и потому, что храмов было не так много и просто не нашлось места для скамеек. Сейчас такой проблемы нет, как и нет запрета сидеть во время богослужения. Как сказал Святитель Филарет Московский, «лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя».

5
"В том-то и проблема, что священник кажется «чужим»"
А.К.: Почему нельзя прийти и причаститься, если я сама лично исповедовалась Богу наедине с собой, и не хочу раскрывать этого чужому священнику? Почему я не могу принять причастие по велению сердца, а не запрещать себе это, раз не постилась и не исповедалась?
Н.Б.: В том-то и проблема, что священник кажется «чужим». Если ты член общины Иисуса Христа, ты никогда не назовёшь своего пастыря «чужим». Ведь право прощать грехи священникам дарована Иисусом: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23).

Конечно, можно просить у Бога прощения самому или просить извинения друг перед другом. Мы услышим прощения от человека, но как узнать, наверняка, что Бог простил наш грех? Для того и нужно таинство Покаяния (Исповедь), заповеданное Христом.

А страх перед батюшкой легко преодолеть просто познакомившись с ним вне богослужения.

6
"Иконография – это традиция со своими правилами"
А.К.: Почему нельзя вышивать и писать иконы без благословления?
Н.Б.: Никто такого не запрещает. Нет таких официальных запретов. Но стоит помнить, что иконография – это традиция со своими правилами. Неправильно украшать икону цветами, которые тебе просто понравились. Даже цвет одежды Христа и Богородицы несёт в себе глубокую духовную символику.

«Неправильно украшать икону цветами, которые тебе просто понравились»
Николай Бабкин
7
"Представьте, что вам придётся отдать на храм 1/5 своей зарплаты!"
А.К.: Как относиться к магазинам в церквях и их ценам, раз Христос изгонял из храмов торговцев? Почему за всё нужно платить? За крещение, свечки, записочки за здравие? Почему цены, как в магазинах – в маленьких церквях 100 рублей, в больших 1000? Как в супермаркетах…
Н.Б.: Иисус выгнал торовцев и ростовщиков не потому, что он был против пожертвований. Закон запрещал продавать в Храме и держать животных, которые не смогли бы попроситься выйти в туалет. Храм – место святое и для молитвы, но торговцы на праздник решили подзаработать и вместо разрешённого места для торговли, выбрали самое удачное – поближе к жертвеннику. Видимо, сговорились со священниками. Поэтому, Иисус выгоняет торговцев из храма. Но Христос не был противником пожертвований, а наоборот поощрял. В древности жертвовали гораздо больше, чем сегодня. Ветхозаветная десятина состояла из трех частей и составляла не 10%, как все привыкли считать, а 19%. Первая часть всегда (кроме седьмого года) отдавалась левитам и священникам – 10 от 100% (см. Вт. 12: 19; 14: 27). Другая часть отдавалась на праздники и составляла 10 от оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4 и 5-й годы). Третья часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо праздничной (см. Вт. 14: 22-29; 26: 12-15; Ам. 4: 4-5). Представьте, что вам придётся отдать на храм 1/5 своей зарплаты! Конечно, сегодня никто столько не жертвует и не обязывает к этому.

Господь в Новом Завете смотрит не на величину пожертвования, а на сердце человека, приносящего жертву. Все знают эпизод с изгнанием торговцев из Храма, но мало кто помнит другой пример: «увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк.20-21).

Никто не обязывает вас покупать свечи. Таинства исповеди и Причастия вообще абсолютно бесплатны.


8
"Древние пророки порой беседовали с Богом даже лёжа"
А.К.: Можно ли просто прийти в храм и посидеть на скамейке «поговорить» с Богом? Или обязательно совершать какие-то ритуальные действия?
Н.Б.: Форма обращения к Богу не так важна. Древние пророки порой беседовали с Богом даже лёжа, но нельзя просто игнорировать нашу исконно русскую традицию.


9
"В мечетях и синагогах молиться не стоит"
А.К.: Можно ли православным заходить в храмы других религий и молиться там?
Н.Б.: Заходить и молиться можно, потому что даже у инославных христиан есть в храмах священные изображения. В мечетях и синагогах молиться не стоит.


10
"Конечно, Христос не был гуманистом!"
А.К.: Как фраза «ударили по левой щеке, подставь правую» соотносится к военными действиями и известным героизмом наших солдат во времена Первой мировой? Они стойко сражались и бились до последнего во имя царя и Бога. Бог благословил убивать? Или на войне все средства хороши?
Н.Б.: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39). Нельзя ударить правой рукой по правой щеке, если ты не левша. Иисус не запрещает защищать себя, своих близких и Отечество. Конечно, Христос не был гуманистом! Ударить по правой щеке можно только наотмашь - тыльной стороной руки, т.е. дать пощёчину. Господь через этот метафорический образ говорит, чтобы христианин не отвечал злом на зло. Если все люди будут мстить друг другу, мы так никогда и не перестанем воевать и ненавидеть друг друга.

Есть, о чем подумать, правда?

Поделитесь своими мыслями в комментариях в инстаграме Анастасии Коноваловой.

Читайте Николая Бабкина в его блоге:

Made on
Tilda