О любви к архитектуре
Поговорим об одной из самых непонятных и нелюбимых тем - архитектуре? Я вас уверяю, что после этого короткого текста вы по-иному взглянете на архитекторов и их работу.
Подумайте: вот перед вами художник или скульптор. Им сделали заказ на портрет или статую.
Сальвадор Дали за работой
Предположим, работа заказчику понравилась, и он её поместил себе в дом или в музей. Всё. Хэппи энд.

А если работа не понравилась, или мастер совершил ошибку? Тогда вариантов несколько: мастеру просто не заплатят, и он будет вынужден взять другой заказ для заработка, чтобы компенсировать утрату. Он может уничтожить картину или получить только часть денег. Репутация тоже может пострадать, но не сильно: не понравилось одному, так понравится другому. Рано или поздно.

Что же с архитектором? Если его работа не понравилась или он совершил ошибку?
Роберт Вентури.
Дом-утка. 1972
Сегодня строительство идет быстро. А в прежние века один готический собор могли строить 2-3 поколения архитекторов и даже больше. Это было делом всей их жизни. Даже если они трудились 5-10-20 лет, а здание или церковь не понравились в итоге заказчику, или заказчик и его вкусы сменились, что будет? Архитектор не получит денег, а ведь у него больше нет лишних 20 лет, чтобы быстренько сделать очередной заказ. Либо здание снесут (достроенное или нет, но оно детище мастера!)? Его потеря может уничтожить архитектора морально.

А если мастер допустил ошибку? Тогда здание может просто рухнуть. И хорошо, если под ним не окажутся сотни людей.

Представляете, какая моральная ответственность лежит на плечах архитектора? Разве ответственность за жизнь людей сравнима с картиной или статуей?
Робине Тестар. Строительство собора Сен-Дени.

«Большие французские хроники». XV в.
Знаете, почему ещё мы мало любим и не понимаем архитектуру?
Потому что она не эмоциональна.
Если мы можем на картине или в скульптуре увидеть улыбку, плач, разочарование малыша или боль раненого воина, то в архитектуре этого нет. В театре мы получаем вообще весь спектр эмоций напрямую. А архитектура «не говорит» с нами. Точнее, она это делает на особенном языке. Мы не можем понять, как её чувствовать. Сюжет или лицо на полотне вызывают нашу любовь, сочувствие, доверие, гнев, осуждение, радость, ликование. Посмотрев на дом или храм, мы не можем понять, что он нам несёт, пока не начнём изучать его.

Психологически восприятие архитектуры тяжелее. Ведь искусство не существует без эмоций. Архитектура как будто отстранена от нас. Но если уделить ей чуть больше внимания, научиться читать её эмоции в деталях, видеть смысл её создания, то она становится так же ясна и удивительна, как любая картина. Надо только захотеть.
Церковь Федора Стратилата на Ручью.

XIV, XVII вв.
Великий Новгород.
А у вас есть здание, которое вы понимаете как человека?

Для меня такое – Церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде (на фото выше), я привыкла с ним здороваться, как с другом. Во время архитектурно-археологической экспедиции я каждый день просыпалась и видела его купол в окне. Проходя мимо, каждый из нашей группы кланялся и говорил: «Здравствуй, друг наш, Федор Стратилат!». Я его рисовала, изучала каждую деталь, трогала стены, впитывала его старину. Так и полюбила.

А какое здание для вас одухотворено какими-то эмоциями?

Анастасия Коновалова,
искусствовед | руководитель арт-школы «Axia».

18 ИЮЛЯ / 2018

Рекомендую также почитать
Made on
Tilda